1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Книги, как и люди, имеют свою судьбу. Это древнее изречение можно отнести к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Через века автор устами героев говорит с нами, и язык его понятен, как понятны проблемы, двигающие развитием действия. Комедия «Горе от ума» строится на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Образно говоря, в произведении мы наблюдаем два «лагеря», правда силы в них слишком неравны. Чацкий – «один в поле воин», он противопоставлен целому «скопищу» «отцов», яростно отстаивающих свои жизненные устои и принципы. Эти принципы – целая философия, сложившаяся из века в век. Самым ярким выразителем ее является Фамусов, типичный московский барин, уверенный в себе и в том, что жить нужно именно так, как он живет, и никак иначе. Каковы же принципы этого «столпа» общества? Давайте разберемся в его жизненной философии, может, она уж не так и плоха. Павел Афанасьевич Фамусов – типичный московский барин начала 19 века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть барином, уверен в себе и в том, как живет и что делает. Фамусов занимает важный служебный пост, но службой себя не отягощает. Служит по принципу: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Еще один принцип жизни Фамусова – «Служить лицам, а не делу». Да и может ли быть иначе? Ведь служба для людей его круга – источник чинов, наград и доходов. Верный ли это путь к достижению этих благ – низкопоклонство перед вышестоящими. Если проанализировать философию Фамусова, то можно найти ее истоки. Они заложены еще дядей Максимом Петровичем, который, выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе как бы излагает и защищает жизненную программу «отцов». Самое главное в ней – сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет: При мне служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! Просвещение для Фамусова - ненавистное дело. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор «отцам», значит, ты сумасшедший. Иного не дано. Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого. Каков же Фамусов в семье? Он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество, чтобы все было «прилично». Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в «свет». Зачем же такие хлопоты? Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, «будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, то и жених». Вот каков главный выразитель идеологии «отцов» в комедии. Фамусов, каким его нарисовал Грибоедов, - зло не отвлеченное. В его реальность вершить, оно достоверно – и потому оно особенно пугает. Это же зло и в Скалозубе, и он приверженец «программы» Фамусова. поэтому «обласкан и приближен» к его дому. Он кандидатура номер один в женихи Софье. По всем статьям подходит: молод, но уже в чинах, не сегодня-завтра – генерал. Он надежный защитник старины, думает исключительно о карьере. А то, что Скалозуб начисто лишен живого чувства, неважно, то, что он туп и скудоумен, ненавидит просвещение, даже ставится в заслугу. Зато он так любит себя, можно сказать, упоен собственным «юмором», счастлив и доволен. Достойный приверженец философии «отцов» в комедии – молодой, но ранний Молчалин. Про него Чацкий сказал так: «Он добьется степеней известных». И помолчав, добавил: «Ведь ныне любят бессловесных». Молчалин «слепил» себя по образу и подобию Фамусова. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не имеет личного мнения. Но себе на уме. Про такого хочется сказать: «Далеко пойдет!». Молчалин везде ищет выгоду. Перед Софьей притворяется, что влюблен. Ведь она дочь начальника. Не получится с ней – найдет другую «дочку». Именно такие, как Молчалин, более всего преуспевают в страшном фамусовском мире. Поколение «отцов» представлено в комедии широкого и разнообразно. Это второстепенные эпизодические персонажи. Все они живут по законам старины. Вот перед нами Хлестова – важная московская барыня, привыкшая не сдерживаться в словах, грубоватая, властная. Вместе с тем она очень похожа на Фамусова: и своим постоянным желанием повелевать людьми, и своей преданностью старым устоям и порядкам. Вот Загорецкий – необходимый спутник Фамусовых, Хлестовых и им подобных. Он всегда готов предложить свои услуги. Его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его дружбе с хозяевами этого общества. Хлестова говорит о Загорецком: Лгунишка он, картежник вор. Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить… Вот еще одна представительница фамусовского мира – Наталья Дмитриевна Горич, напористая дама, поставившая целью подчинить своей воле мужа. Ее муж, в недалеком прошлом удалой товарищ Чацкого и лихой гусар, выглядит совсем подавленным, то и дело повторяет: «Теперь, брат, я не тот…» А вот «прелестное» семейство: князь и княгиня Тугоуховские и шесть дочерей, томящихся по женихам. И они, и бабушка с внучкой Хрюшины будто скроены на один лад – все они начисто лишены духовных интересов. Верно подметил Чацкий, назвав этих людей призраками, ибо призрачна их жизнь, призрачна и утопична философия их (иначе и не скажешь) существования. Историк Ключевский назвал комедию «Горе от ума» самым серьезным произведением русской литературы 19 века. И заслуга Грибоедова в том, что он тонко уловил одну из важнейших проблем исторического перелома, который переживала Россия в преддверии декабрьских событий 1825 г.



Rambler's Top100
Используются технологии uCoz