|
Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные недостатки и пороки. Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и насущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил перед собой еще до Грибоедова создатель первой русской реалистической комедии – «Недоросль» - Фонфизин, позднее – Гоголь в «Ревизоре». Эти авторы находили конфликты для произведений в окружающей жизни, причем умели выбрать ситуации наиболее острые, жизненные, типичные для своего времени. Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в годы создания тайных организаций декабристов. Борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии. В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Драматург пронизал всю свою пьесу злободневными намеками. Гневные реплики Фамусова против «побродяг», домашних учителей, Кузнечного моста, с его дорогими модными магазинами, упоминание Хлестовой о «ланкарточной» системе взаимного обучения, сетования княгини Тугоуховской на развращающее влияние петербургского педагогического института – все это было живейшим откликом на вопросы, вызывавшие в обществе той поры ожесточенные споры. Особенно много таких намеков содержат речи Чацкого: о том, что «ныне любят бессловесных», об ученом комитете, требовавшем, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». На первый взгляд может показаться, что главное в комедии – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит нас в мир сердечных переживаний и чувств героев, придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии – общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие – «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством тесно переплетаются. В их умелом слиянии проявляется высокое драматическое мастерство Грибоедова. Автор произведения вводит в быт дворянской семьи, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Все, что происходит в первых сценах пьесы, получит далее свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет Чацкого к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом. Сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная сначала случайно, а потом намеренно Софьей, заинтересовала людей, любящих посудачить. Можно сказать, что она попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему фамусовское общество встало единым фронтом против главного героя: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. С огромной внутренней болью и силой обличения Чацкий произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушением любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву. Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии, как того требовали правила классицизма. Однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким. В комедии Грибоедова нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Так, Репетилов с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями», где только пьют и шумят: «Шумим, братец, шумим» - показан как болтун, опошляющий передовые идеи эпохи. Смело вводя в комедию множество упоминаемых, внесценических лиц, Грибоедов расширил границы дома Фамусова и границы времени, затрону век царствования Екатерины II, придворные круги, петербургскую знать. Обилие действующих лиц и включение внесценических оценивалось современниками как «расширение границ самого искусства». Главные действующие лица даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, и, наконец, внесценические образы расширяют ее границы. В русской драматургии уже давно проявлялась тенденция воспроизведения социальных типов в их определяющих условиях. Но в такой полноте, какую мы наблюдаем в «Горе от ума», типические обстоятельства еще не рисовались. Общественно-бытовая среда является здесь не только фоном, но и почвой, формирующей характеры, определяющей их особенности. Преодолевая однолинейное изображение человеческих характеров, свойственное классицизму, стремясь к многостороннему раскрытию своих персонажей, Грибоедов вступил на путь реализма.
|
|