Образ русского воина-труженика в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир»
«В «Войне и мире» я любил мысль
народную, вследствие войны 1812 года»
Л.Н. Толстой
Жизнь и судьбы действующих лиц романа «Война и мир» теснейшим образом связаны с историческими событиями. Вместе с героями романа читатель присутствует на смотрах войск, военных советах, видит подвиги солдат на полях сражений, слышит распоряжения верховного командования, наблюдает формирование народных партизанских отрядов, видит убитых, кровь раненых, муки и страдания людей, поражения и победы. Но главная мысль в романе остается одна – показать историю народа, его решающую роль в защите родины от иноземных захватчиков.
Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но Толстой противопоставляет истинный патриотизм показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян, о котором кричали армии Растопчина. Мысль о народном ополчении пугала многих дворян, не наберутся ли крестьяне вольного духа. «Лучше еще набор, а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства.
По мере того, как французы продвигались вглубь России, в войну втягивались все новые и новые слои населения, росла ненависть к врагу.
Особенно выразительно раскрывается народный характер войны 1812 года в картинах подготовки и проведения Бородинского сражения. Приехав в Можайск, «Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою». Можно сказать, что происходил процесс превращения русского труженика в воина.
Описывая боевые действия батареи Раевского, Толстой показывает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат. Редут у Раевского переходит то к французам, то к русским, он покрыт трупами, но русское знамя реет над ним. По мнению Толстого, главное условием победы или поражения – дух армии, ее моральная сила. Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812 года, писатель утверждает, что под Бородино наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку «сильнейшего духом противника». В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, русский воин-труженик, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись, ловчее», - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».
Второй герой Шенграбенского сражения – Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все казалось потерянным. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад…, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря ему русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны.
Иногда в романе русские воины-труженики даже не называются по имени – как барабанщик-запевала в сценах смотра под Браунау. Но именно они все вместе создают образ русского народа: «… барабанщик, сухой и красивый солдат лет 40, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто бережно приподнял обеими руками какую-то невидимую драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…» - подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками».
Могучую помощь своей армии народ оказал, создавая партизанские отряды. Толстой рассказывает о самых различных отрядах, группах, «партиях» партизан, действовавших в 1812 году. «Был начальником партии дьячок, взявший в лесу несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Как Кутузов одобрял действие партизанских отрядов и видел в партизанах помощников для войск, так и Толстой славит «дубину народной войны», славит народ, поднявший ее на врага. Олицетворением этой «дубины» в романе является Тихон Щербатый. Он добровольно попросился в отряд Василия Денисова. Тихон даже особо и не нуждался в оружии. Он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка», вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером с топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон… грозно хмурясь…».
События Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение в живописи, музыке, литературе. Созданы стихи, песни, изданы воспоминания. В связи с этим хотелось бы привести отрывок из письма Г. Фабера, очевидца событий 1812 года. Он был потрясен подвигом русского воина-труженика, «прямо подставляющего неприятелю свои открытые груди».
«Из каждого города, из каждого местечка выходило по взводу. Они не собирались ни в полки, ни в батальоны, ни в роты. Это была дружина, то есть общество друзей, давших друг другу клятву. Русская любовь к Родине не похода ни на какую другую. С одного конца России до другого она проявляется одним и тем же способном… Это не расчет, это ощущение, и это ощущение – молния…
Победить или быть побежденным, середины для русских не существует»
|